17 и 24 декабря
группа по творческому планированию жизни

time plan Что нам годовит год грядущий? Подчиниться судьбе или что-то сделать в своей жизни самому? Это выбор!

Два занятия по воскресеньям
с 11 до 18.00

Более подробно о группе

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 43

Смысл, Ответственность и... моя Боль

Делюсь интересным о смысле жизни и хочу начать с отрывка из Альфрида Лэнгле – Есть ли смысл в ответственности?

Быть ответственным означает быть лично причастным к происходящим событиям. Другими словами, ответственность возникает там, где что-то меня касается. Там, где от меня что-то зависит (от того, как я поступлю и поступлю ли вообще), то есть везде, где я должен принять решение, я нахожусь в самой гуще того, что называют ответственностью. Ответственность всегда предполагает индивидуальную свободную волю. Свобода и ответственность неразрывно связаны друг с другом, они – словно две стороны одной медали. Быть свободным означает решать самому и, таким образом, самому стать причиной следствия. Свободный поступок неизбежно подразумевает ответственность, и совершенно не важно, знает человек об этом или нет. Эта принципиальная ответственность является основой для конкретной ответственности в той или иной ситуации.

Когда я переживала боль и страдание наказываемого ребенка, я вдруг осознала, что несу ответственность за то, что я буду делать со своей жизнью. Я отвечаю за себя, я опора для себя и ориентир собственных действий и я отвечаю за заботу о себе и то, как мне будет жить в этом мире.

И И еще, глава "Дороги, ведущие к смыслу"

Свобода конкретного человека, обладающего уникальными индивидуальными особенностями, состоит в том, что перед ним раскрывается множество возможностей для действия в мире. Однако свобода одновременно предлагает человеку задание: понять, на что он может ориентироваться в ходе принятия своих решений. Сущность свободы заключается в поиске оснований, благодаря которым становится возможным принятие правильного решения.

Принятию правильного решения предшествуют два этапа:

1.    Получение информации. Необходимо знать положение дел, представлять, в отношении чего принимается решение, и какие возможности выбора существуют в данной ситуации.

2.    Определение субъективной значимости информации. Каждая возможность анализируется и взвешивается с точки зрения ее важности и ценности.

Эти этапы обеспечивают реалистичную ориентацию в обстоятельствах как предпосылку для принятия решения.

Перед принятием решения требуется представлять себе возможные варианты. В каждой конкретной ситуации только один путь является для человека наилучшим. Свободное существование предполагает сопоставление различных обстоятельств, определение их значения и ценности, отделение лучшего от хорошего, безобидного от вредного. Благодаря подобному различению из множества возможностей начинает вырисовываться, кристаллизоваться единственный шанс, имеющийся в данный момент времени, в результате чего решение часто становится само собой разумеющимся. Используя этот уникальный шанс, предпочитая эту возможность всем остальным и принимая на ее основе решение, человек делает свою жизнь более полной.

А часто ли я оценивала ситуацию таким образом? Я не всегда задумывалась над тем, что я выбираю, и является ли мой выбор наилучшим для меня, соответствует ли он моим истинным потребностям. Я заметила, что даже в отношении своей жизни я иногда неосознанно перекладываю ответственность за нее на обстоятельства, избегаю руководить ей. Я говорю себе «Я не могу не соблазниться этой идеей, это сильнее меня» вместо того, чтобы признаться себе «да, я так хочу, я это выбираю».

Та возможность, которая по своему значению и ценности понимается нами как наилучшая в данной ситуации, включая в себя все многообразие имеющегося в настоящий момент бытия, отражает смысл ситуации. Это и есть определение экзистенциального смысла. Поэтому осмысленно жить означает наилучшим образом использовать возможности, предоставляемые ситуацией, "выжимать" из ситуации самое лучшее. Реальность, которая нас окружает, ждет того, чтобы быть переработанной и "усовершенствованной" нашими действиями. Возможности, предоставляемые ею, практически неисчерпаемы. Тому, кто имеет хотя бы небольшой опыт обращения со свободой, кто умеет воспринимать все, что предлагает ему окружающий мир, использовать свои творческие способности и фантазию, и всей жизни не хватит, чтобы сделать все, что ему нравится, что его интересует, и участвовать во всем, в чем он может найти себе применение.

Меня раньше часто захватывало многообразие всего, чего я могу сделать в жизни, куда пойти, чем заняться. Иногда, когда я задумывалась о том, что можно сотворить, чем я хочу заниматься, я терялась в большом количестве вариантов, которые у меня есть. Я не знала, как выбрать ориентиры для правильных действий, а может просто не была увлечена возможностями полностью и боялась отвечать за свой выбор?

Понятие экзистенциального смысла сводится к уравнению с двумя переменными. Эти переменные-условия и возможности конкретной ситуации и особенности человека, находящегося в этой ситуации. Решение будет реалистичным только тогда, когда учитываются и согласуются друг с другом обе эти переменные. Если человек, не умеющий плавать, бросается в воду, пытаясь спасти утопающего, – это смелое, но бессмысленное решение.

Переоценка своих способностей в этом случае может привести к двойной беде. Не умеющий плавать человек должен воспользоваться другими возможностями – лодкой, спасательным кругом – потому что смысл его поступка заключается в спасении жизни, а не в потере еще и собственной. Обратимся теперь к третьему элементу, следующему за уже известными нам двумя (человек и ситуация). Работа или какое-то занятие только тогда имеют смысл, когда они что-то значат для человека. Видеть в чем-то смысл означает понимать важность какого-либо дела, чувствовать, что это касается, затрагивает меня, – то есть имеет для меня ценность.

На самом деле моя работа – это очень ценная вещь, она позволяет мне содержать себя, удовлетворять часть моих основных потребностей, быть в коллективе, узнавать новое. Но реализую ли я себя полностью в ней, так, как мне бы этого хотелось? Я чувствую, что упускаю другие возможности, мне бывает скучно. С другой стороны, в работе всегда будут отрицательные и положительные моменты. Мне кажется, я обесцениваю отрицательные моменты в моей работе. Я боюсь взять ответственность за свою работу на себя, оказаться не компетентной, столкнуться с тем, что мне может быть не просто найти новую работу.

Однако в жизни многое может быть ценным, поэтому возникает вопрос: как же не запутаться в этом изобилии? Особой заслугой Виктора Франкла является то, что он впервые обобщил возможности, которые по своей ценности являются "проводниками" смысла. Как уже упоминалось выше, Франкл описывает три столбовые дороги к смыслу.

1. Ценности переживания. Жизнь воспринимается как наполненная смыслом, когда в ее пестроте, многообразии форм и соразмерности ощущается нечто прекрасное. Переживание красоты и гармонии связано с природой, искусством, спортом, наукой, техникой – все, что создает человек, предоставляет отличную возможность получать радость. Но главный источник ценностей переживания – общение с другими людьми в самых разных ситуациях: в беседе, на работе, на празднике, во время танца и, конечно, в любви, которая дает шанс узнать и понять любимого человека во всей его неповторимости. Удовольствие, радость, наслаждение – не рождаются ли они из ценности бытия, из ценности самой жизни?

Я очень люблю красивые вещи, созерцание природы, гармонию в искусстве, совершенство техники. Я восхищаюсь достижениями человечества, но вот люди меня до последнего мало интересовали. Мне пока сложно находить ценность в разных ситуациях общения.

Прожитые события будут всего лишь пустым звуком, если им не отдаваться без остатка. Но самоотдача не означает пассивности – в ней происходит глубинное постижение происходящего, понимание тех нюансов вещей и событий, которые делают их столь привлекательными. События в конечном счете приобретают форму смысловой цепочки, когда человек воспринимает происходящее, пропуская его через себя, постигает его суть и гармонию.

У меня возникла аналогия с сексом. Если я отдаюсь процессу полностью и погружаюсь в него, я могу творить новое, придумывать, это приносит больше удовольствия и радости.

2. Ценности творчества. Человек воспринимает свою жизнь осмысленной также тогда, когда он творчески и созидательно включается в окружающий мир. Если ценности переживания позволяют воспринять нечто важное из окружающего мира и обогатиться внутренне, то в случае творчества речь идет о воплощении чего-то ценного, обогащении мира.

Я люблю готовить, когда есть настроение, особенно для кого-то. И я по-разному получаю удовольствие от процесса и от результата. Процесс – это возможность что-то создать, перемешать и посмотреть, что будет. Результат – это радость от похвалы себе и оценки других. Я люблю танцевать и преподавать, отдаваясь этим занятиям полностью. Правда я заметила, что критические замечания иногда лишают меня этой радости. Я начинаю злиться на себя за свое несовершенство.

Что же касается творческих ценностей, то речь идет о создании произведения или о совершении поступка.Самое большое "произведение", над которым мы постоянно трудимся, – это наша собственная жизнь.
Однако творческие ценности связаны не только с созданием чего-то нового. Они не ограничиваются чисто материальной сферой, но охватывают также сферу испытаний человеком самого себя на прочность. Есть ситуации, в которых человек своими поступками, своим выбором, своей мужественной решимостью способствует сохранению какой-либо ценности или поддерживает какую-либо идею.

3. Ценности личных жизненных установок. Природа, увы, не наградила человека способностью легко справляться с тяжелыми, безвыходными ситуациями.

Что же может сделать человек, сталкиваясь с чудовищными страданиями, данными ему судьбой, страданиями, которые невозможно ни предотвратить, ни изменить? Его руки связаны, чувства притуплены. Он бессилен перед неумолимым роком. Осознание того, что ничего больше сделать нельзя, превращает тяжелую ситуацию в трагическую, – поскольку тогда, когда человек лишается внутренней свободы, он перестает существовать как личность.

Больно переживать свое бессилие, чувствовать, что я не смогу ничего сделать с другим человеком, с прошлым, осознавать, что переживания из детства никуда не ушли, и мне с ними жить. Я не могу изменить других, изменить прошлое и переписать свое детство, требовать от жизни только хорошего, но я могу изменить свое отношение к прошлому, научиться решать свои задачи и приложить усилия к достижению цели.

Жизнь многих людей показывает, что никогда не бывает так, чтобы судьба полностью распоряжалась нами. Есть то, чего нельзя избежать, но у нас также всегда есть возможность поступать хоть в чем-то независимо от обстоятельств.
Когда человек сталкивается с ударами судьбы и сознает, что он бессилен их предотвратить, для него не так уж важна причина его страданий; она становится вещью второстепенной, поскольку не доступна его влиянию. Главным теперь становится его решение: захочет ли он принять страдание или попытается уклониться от судьбы (через отрицание реальности, наркотики, самоубийство). Только за ним остается право выбора того, как он страдает, и ради чего стоит жить дальше – появятся ли у него новые отношения и ценности, ради которых он, несмотря на все страдание, готов продолжать жить. То, ради чего человек страдает, относится к самому сокровенному в его жизни. Что же еще, кроме сущности самого человека, может проявиться при этом? Страдание принадлежит к интимнейшей сфере личности.

Иногда у меня возникает огромное желание уйти от страдания, спрятаться от него, бросить все. У меня есть страх, что я никогда не создам семью, не добьюсь успехов на работе, проживу зря, не стану такой, как я хочу (а я иногда хочу быть идеальной). В тоже время есть то, что помогает мне в жизни. Я задаю себе вопрос – «А как же я? Могу ли я отказаться от самой себя, от того, что дает мне силы, перечеркнуть свою ценность?» Нет, я не могу этого сделать.

И я снова задаю себе вопросы - Ради чего я живу? Что может получиться из моих переживаний и страдания? Какой в них смысл?

Подготовила материалы Александра Лазарева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Обновления и предложения от Мастерской!!

Узнай первым о новых мероприятиях и статьях
P.S. Для гарантированного получения рассылки внесите наш адрес masterosta@gmail.com в белый список своей почты