Манипуляция сознанием
Варианты вербальных манипуляций людьми
Кто хочет управлять людьми? Хотите ли Вы власти над поведением людьми?...
Складывается впечатление, что в нашем современном обществе тот, кто не может манипулировать сознанием людей - тот проиграл...
В итоге, в ходе общения применяется все... запугивание, беспочвенные требования, сарказм и насмешки...
Если бы манипуляции могли оставлять шрамы на теле, то по всей планете люди бы постоянно ходили забинтованными.... Шутка!... Но в этом есть доля правды.
Наше общество поощряет людей которые умеют управлять другими и не всегда это управление идет по взаимовыгодному согласию.
Чтобы защитить себя, возможно пригодится знание об основных приемах манипуляций.
Помните, любая манипуляция проходит тогда, когда вы на нее реагируете эмоционально. Главная задача в общении с "манипуляторами" отделить свои чувства от реальных слов которые вы слышите.
И все же для общего понимания ситуации некоторые общие приемы манипуляирования:
Обвинение
Манипулятор убеждает партнера, что тот является причиной беспокойств («это все из-за тебя!», «посмотри, что ты наделал!», «если бы не ты…»).
Как отвечать (попробуйте адаптировать ответы под свою ситуацию) ? - задайте уточняющий вопрос или отделите себя от ситуации. "Что конкретно из-за меня?" или "Да, получилось не очень хорошо, я готов исправить..."
Отрицание
Манипулятор не считается с реальностью партнера («я не желаю слушать твои бредни», «опять ты за то же самое»).
Как отвечать? - "Судя по всему, ты не очень хочешь договариваться ( решать ситуацию...) или "Ты не очень хочешь замечатьто, что происходит и реагировать по ситуации..."
Обесценивание
Манипулятор не считается с чувствами партнера («не понимаю, что тебя могло так задеть?», «тебе только так кажется»).
Как отвечать? - "Вижу тебе трудно принять или понять, что другие могут быть тобой ранены или уязвлены"
Избегание
Манипулятор избегает какого-либо ответа или решения проблемы («давай лучше обсудим…», «я не в настроении говорить об этом сейчас»).
Как отвечать? - "Дорогой, как ты думаешь, сколько можно избегать ситуации? Давай вместе подумаем. что можно сделать..."
Противоречие
Манипулятор противоречит любым мыслям и предложениям партнера («я уже перехотел/передумал»).
Как отвечать? - "Мне жаль что ты выбираешь этот путь..., я предлагаю подумать, что более важно обидеться или все же решить..."
Насмешки
Манипулятор уверяет, что он просто пошутил и обвиняет партнера в отсутствии чувства юмора («уже и пошутить нельзя»).
Как отвечать? Используйте приемы Психологического айкидо - "Да, с другом тебе явно не повезло, совершенно не понимаю твоих шуток..."
Доминирование
Ссылаясь на некомпетентность партнера, манипулятор указывает ему, что делать, а что нет («я знаю лучше тебя», «что ты можешь понимать в свои годы»).
Как отвечать? - "Да, действительно Вы старше, поэтому и обращаюсь за помощью" или "Да, у меня нет понимания этого вопроса, надеюсь у меня будет хороший учитель" и еще "Я вижу Вы человек щедрый и как настоящий профессионал сможете передать свои знания"
Отказ
Отказ от общения также может быть рассмотрен как скрытое манипулирование. Манипулятор дистанцируется от отношений, оставляя свою жертву в подавленном состоянии и обещая возобновить общение только в том случае, если жертва пойдет на условия манипулятора. Такое общение воспринимается как угроза будущему развитию отношений или получению результата. По большому счету при таком отказе в общении у человека возникает тревога. Справиться с тревогой помогут навыки получения недостающей информации.
Пример возможного поведения - Постарайтесь прояснить что происходит... по фактам.
Возможные причины скрытого манипулирования
Существует версия что у какой-то части "людей манипуляторов" нестабильная самооценка, зачастую они воспитывались в созависимых семьях, где потребности родителей стояли выше их собственных. Впоследствии манипуляторы вовлекаются в созависимые отношения и пытаются регулировать самооценку за счет своих партнеров, вымещая на них все отрицательные эмоции. Созависимая жертва пытается заслужить любовь и расположение покровителя, принимая вину на себя и приспосабливая свою реальность под требования манипулятора. Замкнутый круг вербальной манипуляции.
1. Нарастание напряжения. На этой стадии манипулятор становится очень критичным, ревнивым и требовательным. Он начинает придираться к своей жертве, постоянно критикуя ее действия и внешний вид. Это помогает ему ограничить свободу жертвы и вселить в нее неуверенность в себе. На этой стадии жертва пытается приспособиться к манипулятору и угодить ему всеми возможными способами во имя сохранения мира. Но напряжение нарастает и запускает вторую стадию.
2. Стадия вербальной агрессии. Основная потасовка происходит именно на этом этапе, и обычно ее запускает настолько «тривиальное и незначительное событие», что впоследствии участники даже не могут вспомнить, из-за чего все началось и из-за чего они ругались. Здесь манипулятор дает волю своей злобе и полностью развязывает свой язык. Высказывается все, что только можно высказать, крики и оскорбления не успевают сменять друг друга.
3. Стадия раскаяния. Как только напряжение снято и ситуация более-менее устаканивается, наступает время раскаяний и сожалений. Именно тут манипулятор клятвенно обещает, что «этого больше никогда не повторится» и задабривает партнера другими сладкими обещаниями, лишь бы вернуть утраченное доверие. Медовый месяц продолжается до тех пор, пока напряжение снова не начнет нарастать. Со временем цикл повторяется все чаще и обычно с большей интенсивностью.
Тест на вербальную манипуляцию
Вербальную жестокость, также как и манипулирование, сложно распознать, так как данное поведение отрицается и рационализируется.
Если вы считаете, что являетесь жертвой вербальных манипуляций, то вполне вероятно, что в отношениях ваш партнер часто:
- жестоко насмехается над вами, а затем уверяет, что пошутил
- угрожает вам разрывом отношений
- провоцирует у вас вспышки гнева, и затем удивляется: «не понимаю, что я такого сказал или сделал?»
- манипулирует вами с помощью лжи
- постоянно обещает, что «это больше никогда не повторится»
- постоянно критикует то, как вы одеваетесь, говорите и ведете себя
-угрожает причинить вам страдания
- унижает вас наедине или в присутствии посторонних
- игнорирует ваши чувства
Цитата/афоризм
Тацит: «Оскорбления, встреченные презрительным молчанием, умолкают; раздражаться же по их поводу - значит отчасти признать их значительность».
У.Шекспир: «Не вдавайтесь и в извинениях в такие же крайности, как в оскорблениях».
Анекдот
Если муж и жена всегда взаимовежливы, то и семейные ссоры никогда не
перерастают в громкие скандалы, а сводятся к спокойному, неторопливому
обмену оскорблениями.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи