Пластика перемен
Ольга Крутова, ведущая киноклуба и просто хорошая девушка с которой можно о многом поговорить!
Когда изменения в жизни становятся заметными. Посвящается всем, кто отчаялся, боится или сомневается.
На днях, щелкая каналы, случайно наткнулась на фильм «День сурка». Пока смотрела его, стало интересно: как долго по времени герою Билла Мюррея пришлось просыпаться в один и тот же день 2 февраля в том же самом отеле в надоевшем ему городе. Я посчитала. У меня есть три версии: 45 дней, 6 недель или 6 месяцев. Минимум 45 дней проб и ошибок, депрессии, поиска до того, как изменения станут заметными.
Бывает, работаешь-работаешь над собой, а потом раз и снова наступаешь на знакомые грабли. И задаешься вопросом: когда же уже это измениться и измениться ли вообще. В один из таких периодов сомнений или отчаяния мне в руки попались три очень позитивные книжки, которые удивительным образом дополнили друг друга.
Первые две написал психотерапевт из Великобритании Джеоф Грэхэм. Они называются «Как стать родителем самому себе» и «Счастливый невротик». В них автор пишет, что наш мозг, да и сам человек – это такой биокомпьютер, который поддается перепрограммированию. Раз человек однажды научился себя вести, думать, чувствовать, то он может научиться быть другим. Если мы сами составили программу, то в наших силах ее изменить.
– Еще в 1641 году французский философ Рене Декарт в поисках абсолютной истины бытия предположил, что единственной истиной может быть «Cogito Ergo sum» – «Я мыслю, следовательно, существую», – пишет Грэхэм. – Ни Рене Декарт, ни кто-либо другой не подозревал о латерализации мозга. Ему было невдомек, что у правшей мыслительные процессы протекают в левом полушарии мозга, а правое контролирует ощущения. Если бы Рене добавил в свою фразу «чувствую» и написал: «Я мыслю и/или чувствую, следовательно, я существую», то оказался бы гораздо ближе к истине. Поэтому если мы помогаем кому-либо изменить образ мыслей или чувств, мы меняем его сущность.
Эти слова стали для меня откровением. Получается, работая каждый день над своими мыслями и чувствами, наблюдая за ними, отслеживая, раскапывая, я меняю свое сущность, свое Я.
Но почему же перестройка происходит так медленно? Ответ на этот вопрос я нашла в книге новозеландского психолога Найджела Латта «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума», которая в тот момент оказалась у меня под рукой.
– Основная строительная единица мозга – это нервная клетка, или нейрон, – объясняет Найджел Латта. – Нейроны соединяются посредством крохотных ответвлений, называемых «аксоны» (обычно по одному на каждую нервную клетку), которые передают сигналы, а также посредством еще более мелких отростков, дендритов, которые воспринимают сигналы от других нейронов. Переплетение аксонов и дендритов образуют своего рода электрическую сеть мозга. Электрические импульсы проходят по аксонам и возбуждают дендриты окружающих нервных клеток, которые передают эти импульсы дальше.
Через образование нейронных связей мозг растет и развивается.
– Со временем ребенок многое узнает и многому учится; одни связи укрепляются, другие сходят на нет, – продолжает Найджел Латта. – Регулярная стимуляция определенных путей передачи импульсов укрепляет связи в этом участке. Отсутствие стимуляции приводит к тому, что связи разрушаются. А это значит, что как нельзя более верной оказывается пословица «Повторенье – мать ученья».
Выходит, чтобы изменения проявились, надо каждый день что-то делать для укрепления новых нейронных связей. Только так невозможное становится возможным. В учебном кабинете, где я уже полгода учусь играть на блок-флейте, висят Правила молодого гитариста, одно из которых гласит: «Занимайтесь систематически. Посвящайте игре 2 часа в день». Эти правила составила моя учительница. Она играет на 8 инструментах.
У Найджела Латта я нашла совет, что же делать в минуты отчаяния. Он пишет об исследованиях, которые показали, что мозг детей, растущих в спокойной обстановке и в атмосфере любви, образует множество нейронных связей. Они в дальнейшем помогают малышам адекватно воспринимать все жизненные события. Эти дети лучше реагируют на стресс и физиологически, и психологически.
Найджел советует чаще обнимать и играть с детьми. А когда происходит что-то не так, он призывает: «Не паникуйте и не нервничайте… Все мы кричим. Все мы время от времени поступаем не очень хорошо друг с другом. От того, что вы повысите голос или накажете детей, они не вырастут эмоционально неполноценными. Просто в остальное время проявляйте по отношению к ним теплоту и заботу».
В этом абзаце слова «дети», «малыши» и «ребенок» я заменила своим именем и получила простое руководство к действию.
Комментарии
Спасибо
RSS лента комментариев этой записи